Глава 1

Силовой агрегат

Силовой агрегат включает в себядвигатель (цилиндропоршневая группа), моторную передачу, механизм сцепления и коробку передач, конструктивно объединённые в один блок.

Двигатель

Двигатель - устройство, в котором тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в механическую. Этот процес протекает в несколько последовательных стадий: впуск топливной смеси, сжатие, расширение (сгорание) и выпуск. Их совокупность состовляет рабочий цикл. Двигатели мотоциклов, рассматриваемых в даном сайте, являются двухтактными, т.е. рабочий в них совершается за два хода поршня (вверх-вниз), что соответствует одному обороту коленчатого вала.
Ниже приведена схема двигателя.
Рис. 1 Двигатель внутреннего сгорания:
1-цилиндр; 2-поршень; 3-поршневой палец; 4-шатун; 5-нижняя головка шатуна; 6-коленчатый вал; 7-маховик; 8-картер.


В цилиндре 1 находится поршень 2, связанный через поршневой палец 3 с верхней шатуна 4. Нижняя головка 5 шатуна соеденина с кривошипом коленчатого вала 6, который, в свою очередь, связан с маховиком 7.
Крайние положение, движущегося в цилиндре поршня называются мёртвыми точками.
Положение при котором поршень максимально удалён от оси коленчатого вала - верхняя мёртвая точка (ВМТ); положение когда поршень находится на минимальном растоянии от оси коленчатого вала называется нижней мёртвой точкой (НМТ).
Растояние между верхней и нижней мёртвыми точками называется ходом поршня, а пространство над поршнем, находяшемся в ВМТ,-объёмом камеры сгорания.
Пространство в цилиндре, освобождаемое при перемешении поршня из ВМТ в НМТ, называется рабочим объёмом цилиндра. Сумма объёма камеры сгорания и рабочего объёма цилиндра состовляет полный обём цилиндра.
Отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания называется степень сжатия.
Эти показатели являются важнейшими техническими характеристиками двигателя. Их значение при ведены в таблице 1.1.
Основные узлы и детали двигателя показаны на рисунке 2.
Рис 2. Двигатель "Иж-П2":
1-наконечник провода высокого напряжения; 2-свеча зажигания; 3-головка цилиндра; 4-цилиндра; 5-окно выпускное; 6-поршень; 10-крышка картера левая; 11-звёздочка ведущая моторная; 12-вал коленчатый; 13-подшипники роликовые; 14,19-сальники; 15,18-подшипники роликовые; 16-щёки коленчатого вала; 17-палец кривошипный; 20-половина картера правая; 21-крышка картера правая; 22-генератор; 23-гайка крепления цилиндра; 24-шатун; 25-шпилька крепления головки; 26-декомпрессор.

Кривошипно-шатунный механизм

Состоит из цилиндра, головки цилиндра, поршня с поршневым пальцем и поршневыми кольцами, коленчатого вала с шатуном и кривошипной камеры (картер). Смазка кривошипно-шатунного механизма осуществляется маслом, добавленым к топливу в пропорции 1:25.
Охлаждается двигатель за счёт потока воздуха, который обдувает рёбра цилиндра, головки и наружные поверхности картера.

Цилиндр

В цилиндре4 (рис.2) происходит сгорание рабочей смеси. Его внутренняя поверхность служит напровляющей для поршня 6 и имеет низкую шероховатость и высокий класс точности обработки поверхности. Возвратно-поступательное движение поршня преобразует во вращательное движение коленчатого вала 12 при помоши шатуна24. Поскольку в двухтактном двигателе рабочий цикл происходит не только над поршнем, но и под ним, в картере, цилиндр имеет соответствующие окна, а в его теле отлиты перепускные каналы 7. Головка цилиндра 3 образует камеру сгорания.
Цилиндр двигателя "Иж-49" отливался целиком из чугуна. Герметично в сопряжении между цилиндром и чугунной головкой достигалась за счёт устоновки прокладки.
На мотоцикле "Иж-56" цилиндр для уменьшения массы и улучшения охлаждения сделан "слоёным". Чугунная гильза залита в алюминиевую рубашку, имеющую оребрение. К картеру цилиндр крепится на четырёх коротких шпильках гайками.
В верхней части в рубашку ввёрнуты шесть шпилек. На них крепитсяголовка. Прокладка между головкой и цилиндром неустанавливалась. Надёжность соединения достигалась за счёт высокой точности обработки сопрягаемых поверхностей и некоторой деформации более мягкой, по сравнению с чугунной гильзой, головки. По тойже схеме выполнены цилиндры "Ижей""планетного"ряда.

На мотоцикле "Иж-Планета-Спорт" цилиндр и головка крепятся к картеру четырьмя длинными сквозными шпильками. Кроме того, головка дополнительно закрепляется гайками на двух коротких шпильках, ввёрнутых в тело цилиндра.

Двигатель "Иж-Юпитер" отличается количеством цилиндров: их два. В связи с этим работа двигателя более равномерна, ниже уровень вибрации.

Поршень

В любом двигателе поршень - это тот элемент, который воспринимает давление газов, образующихся при сгорании топливной смеси, и передаёт усилие на шатун.
Рис.3 Поршень:
1-днише; 2-канавка; 3-юбка; 4-окно; 5-бобышка;


В двухтактном же двигателе поршень выполняет ещё роль механизма газо распределения. Поэтому форма его довольно сложна: в нижней части юбки 3 (рис. 3) имеются окна 4, открывающие перепускные каналы и точно соответствующие по форме окна в цилиндре. Поршень должен распологаться в цилиндре строго ориентировано, чтобы стыки поршневых колец не попадали в проёмы, иначе их поломка неизбежна. От проворачивания на поршне кольца фиксируются стопорными штифтами.
Поршень 6 (см. рис. 2) соединён с верхней головкой шатуна 24 при помоши пальца 8, которыйфиксируется от осевого смещения в бобышках стопорными кольцами.
На поршнях одноцилиндровых двигателей устанавливаются по три компрессионных кольца, двухцилиндровых - подва.
Долговечность работы сопряжённой пары цилиндр-поршень зависит от того насколько точно подобрана эта пара. По технологическим причинам невозможно изготовить все цилиндры и все поршни совершенно одинаковыми (существуют определённые допуски на размеры). Поэтому цилиндры и поршни после выхода их с последней операции тщательно измеряются и сортируются на группы. Детали в каждой из груп отличаются между собой не более, чем на 0,01 мм. Каждая из групп имеет определённую маркировку. При сборке необходимо подбирать поршни и цилиндры из соответствующих юдруг другу групп (табл 1, 2)

Таблица 1

Размеры группы поршней и цилиндров мотоциклов
"Иж-П3","Иж-П4","Иж-П5"

МаркировкаДиаметр поршня, ммДиаметр цилиндра, мм
171,94-0,0171,99+0,01
071,95-0,0172,00+0,01
0071,96-0,0172,01+0,01
00071,97-0,0172,02+0,01

Таблица 2

Размеры группы поршней и цилиндров мотоциклов
"Иж-Юпитер"

МаркировкаДиаметр поршня, ммДиаметр цилиндра, мм
261,98+0,0162,00+0,01
161,99+0,0162,01+0,01
062,00+0,0162,02+0,01
0062,01+0,0162,03+0,01
00062,02+0,0162,04+0,01
На мотоциклах "Иж-Ю3" и "Иж-Ю3-01" количество размерных групп -4, однако на мотоциклах "Иж-Ю3-01" и "Иж-Ю4" номинальный диаметр увеличен на 0,28 мм, поэтому нормальный поршень "Иж-Ю3-01" является для "Иж-Ю2" ремонтными. Это видно из таблици 3.

Таблица 3

Размерные группы поршней мотоциклов
"Иж-Ю3" ("Иж-Ю2"), "Иж-Ю3-01" "Иж-Ю4"

Поршени "Иж-Ю2", "Иж-Ю3" Поршни "Иж-Ю3-01", "Иж-Ю4"
Обазначение
детали
Назначение
детали
Клеймо
номер
группы
Диаметр
поршня, мм
Назначение
детали
Клеймо
номер
группы
Диаметр
поршня, мм
"Иж-Ю3"
1-8
Нормальные

ЗИП
2

1
0
61,65-0,01

61,66-0,01
61,67-0,01
"Иж-Ю3"
1-8-2
Первый
ремонт
2

1
0
61,94-0,01

61,95-0,01
61,96-0,01
Нормальные

ЗИП
21

11
01
61,94-0,01

61,95-0,01
61,96-0,01
"Иж-Ю3"
1-8-2Р
Второй
ремонт
1p 62,21-0,03 Первый
ремонт
1p2 62,21-0,03
"Иж-Ю3"
1-8-2 2Р
Возможность
использовать для
тртьего ремонтаы
2p 62,46-0,03 Первый
ремонт
2p 62,46-0,03

1Поршни, имеюшие клеймо 2, 1, 0, являются поршнями первого оемонта для двигателей "Иж-Ю", "Иж-Ю2", "Иж-Ю3".
2Поршень первого ремонта для двигателей "Иж-Ю3-01" (27 л.с.) и "Иж-Ю4" являются поршнями второго ремонта для "Иж-Ю", "Иж-Ю2", "Иж-Ю3".

Если поршень не имеет маркировки или она нанесена недостаточно ясно, измерить диаметр следует на строго определённой высоте. Для поршня "Иж-Ю" она состовляет 42мм, для поршня "Иж-П" -55мм, а для поршня "Иж-ПС" -35мм от края юбки поршня в плоскости перпендикулярной оси пальца. Для мотоцикла "Иж-Планета-Спорт" изготавливаются цилиндры и поршни нормальногоразмера трёх групп и двух ремонтных размеров (таблица 4).

Таблица 4

Размеры группы поршней и цилиндров мотоциклов
"Иж-ПС"

Маркировка Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм
0

1

2

P

2P

76,02+0,01

76,01+0,01

76,00+0,01

76,5± 0,06

77,0± 0,06

75,99+0,01

75,98+0,01

75,97+0,01
76,01-0,03

77,0-0,03

Поршневой палец

Служит для соединения поршня с шатуном.
Поршневые пальцы подбираются к поршням по размеру отверстия в бобышках (таблица 5). На бобышках и на торцах пальцев должны быть метки одногоцвета. Следует иметь в виду, что палец в бобышки устанавливается по плавающей посадке, т.е. в сопряжении может быть от 0,002 мм натяг до0,008 мм зазор. Иными словами, смазаный палец обычно входит в бобышки под усилием руки, особенно если поршень слегка нагрет.

Таблица 5

Размеры группы пальцев и отверстий бобышек поршней
"Иж-П3"
Цветной индекс Диаметр пальцев, мм Диаметр отверстия
бобышке, мм
Зелёный
Белый
Черный
15,003-0,005
14,998-0,005
14,993-0,005
15,003+0,005
14,996+0,005
14,991+0,005
Выпускаются также пальцы первого и второго ремонтного размера (их часто устанавливают, когда бобышки поршня разбиты). В этом случае надо бобышки поршня и втулку верхней головки шатуна обработать до размеров, указанных в таблице. 6.

Таблица 6

Размеры группы ремонтных пальцев и отверстий бобышек поршней "Иж-П3"
Ремонт Цветнаи
индекс
Диаметр
пальца, мм
Диаметр
отверстия
бобышки
Диаметр
отверстия втулки
верхней головки
шатуна, мм
Первый Красный
с одной
стороны
15,1-0,05 15,1-0,002 Диаметр пальца
плюс
0,02... 0,03
Первый Красный
с обеих
стороны
15,2-0,05 15,2-0,002
Для поршней "Иж-Ю2", "Иж-Ю3", "Иж-Ю3-01" выпускаются пальцы нормального размера трёх групп и ремонтные пальцы двух групп (таблица 7).

В двигателе "Иж-ПС" поршневой палец соединяется с шатуном через игольчатый подшипник с сепоратором. Число иголок-14, размеры игл -2х16 мм. Размерные группы пальцев иотверстий в бобышках приведены в таблице 8.

Таблица 7

Размерные группы пальцев для поршней
"Иж-Ю2", "Иж-Ю3", "Иж-Ю3-01"
Поршневые пальцыы
Обозначение
детали
Назначение
детали
Цветной
индекс
Диаметр
пальца, мм
"Иж-Ю"1-11


"Иж-Ю"1-11 P1
"Иж-Ю"1-11 P2
Нормальные


Первый ремонт
Второй ремонт
Черный
Белый
Зелёный
Красный
Жёлтый
13,995-0,0025
13,9975-0,0025
14,000-0,0025
14,157-0,0025
14,257-0,0025

Примечание:
1. Поршень первого и второго ремонта выпускаются с размером бобышки под нормальныйпалец. Ремонтный размер пальцев используется для ремонта изношенных бобышек поршней как нормальных, так и ремонтных размеров-фактический диаметр пальца +0,001...0,011.
2. Во втулку верхней головки шатуна палец должен входить с зазором 0,03-0,06 мм. Этот зазор обеспечиают, обрабатывая втулку развёрткой.

Таблица 8

Размерные группы пальцев и отверстий бобышки поршней
"Иж-ПС"

Цветной
индекс
Диаметр пальца, мм Диаметр отверстий
бобышек, мм
Белый
Черный
Красный
Зелёный
18,0000... 17,9975
17,9975... 17,9950
17,9950... 17,9925
17,9925... 17,990
18,0030... 18,0005
18,0005... 17,9980
17,9980... 17,9955
17,9955... 17,9930

Поршневые кольца

Поршневые кольца уплотняют зазор между поршнем цилиндром. На поршне двигателя "Иж-Планета" устанавливается три кольца, а на двигателе "Иж-Юпитер" два кольца.
Поршневые кольца не должны иметь осевого люфта в канавке, т.к. это вызывает потерю компрессии и повышенный износ канавок поршня.
Поршневые кольца заминяют новыми при неплотном их прилегании к цилиндру, при износе по высоте и втом случае, когда зазор в замке кольца в рабочемсостоянии превышает 1-1,2 мм.
Прилегание кольца к зерколу цилиндра определяется визуально. При этом поршневое кольцо должно прилегать всей рабочей поверхностью к зеркалу цилиндра не менее, чем на 80% длины его окружности. Прилегание кольца на участках примерно 15° с каждой стороны от замка должно быть полным или, в крайнем случае, точечным.
Для нового кольца нормальная величина зазора в стыке кольца: 0,35-0,45 мм для "Иж-П" и 0,15-0,30 мм для"Иж-Ю". Уменьшение зазора в сравнении с указанным может привести к заклиневанию и поломке кольца в процессе работы, а при большом зазоре увеличивается пропуск газов в картер, снижается компрессия.
Размеры ремонтных колец для некоторых моделий "Ижей" приведены в (таблицах 9, 10).

Таблица 9

Размеры ремонтных колец мотоциклов
"Иж-Ю3-01" и "Иж-Ю4"

Группа
ремонта
Поршень Поршневые кольца
Маркировка Диаметр, мм Маркировка цветом Диаметр, мм
1
2
1P
2P
62,26-0,03
52,51-0,03
Жёлтый
Синий
62,25+0,03
62,50+0,03

Таблица 10

Размеры ремонтных колец мотоциклов
"Иж-П3" и "Иж-П5"

Группа
ремонта
Поршень Диаметр
поршневого кольца, мм
Маркировка Диаметр, мм
1
2
1P
2P
72,46-0,03
72,96-0,03
72,5+0,03
73,0+0,03

Коленчатый вал

Коленчатый вал (см. рис.2.2) одноцилиндровых двигателей неразборный. Он состоит из двух щёк 16, кривошипного пальца 17, двух полуосей и шатуна 24. Полуоси запрессовываются в маховик с большим натягом, и это обеспечивает неоюходимую прочность соединения7 Палец 17 служит одновременно обоймой, по которой работают ролики подшипника нижней головки шатуна. Второй (наружной) обоймой является втулкой из специальной стали, запрессованная в нижнюю головку. Втулка термических обработана и имеет высокую твёрдость. Ролики подшиники нижней головки короткие, распологаются в два ряда сепораторе. В порцессе работы смазка кним поступает через щели, прорезанные в головке.
В верхнюю головку шатуна запресовывается бронзовая тонкостенная, свёрнутая из листа, втулка. Она служит подшипником для поршневого пальца 8. Необходимая точность сопряжения достигается обработкой втулки и подбором пальца. Смазка к пальцупроникает через сверления в головке и втулке.
Рис. 4 Поршень и вал коленчатый мотоциклов Иж-Ю (Наименования приведены в таблице 11).

Коленчатый вал двигателей "Иж-Ю" (рис. 4) состоит из двух валов 8 и16, сдвинутых по фазе на 180° один относительно другого соединённых маховиком 17. Полуоси валов с маховиком соединены шпонкой 7. Кроме того, маховик имеет радиальные разрезы и мощьный стяжной болт 19: он-то и обеспечивает надёжность соединения. Щёки коленчатого вала "Иж-Ю" стальные, кованые вместе с полуосями. Палец нижней головки для полнойнадёжности приваривается к щекам.

У шатуна двигателя "Иж-ПС" верхняя головка соединяется поршневым пальцем не через втулку, а через игольчатый подшипник. Он состоит из сепаратора и 14 иголок.

Таблица 11

Наименование и обозначение деталей коленчатоговала
(рис 4).

Номер
на
рис 4
Наименование Количество
на мотоцикл, шт.
Обозначения
ИЖ
Ю3
ИЖ
Ю4/5
ИЖ
Ю5-01
1 Колпачок стопорный 1 1 - ИЖ49.1-126-1
2 Кольцо 1 1 - ИЖЮ4.1-121
3 Болт М10-gx19 1 1 1 ИЖБ-38
4 Звёздочка коленчатого вала 1 1 - ИЖЮ3.1-74
Звёздочка коленчатого вала - - 1 ИЖЮ5ю1-74
5 Звёздочка в сборе 1 1 - ИЖЮ3.СБ.1-30
Звёздочка в сборе - - 1 ИЖЮ5.СБ.1-30
6 Шайба волнообразная 1 1 1 ИЖ49.1-127
7 Шпонка 3 3 3 ИЖШП-2
8 Вал коленчатый в сборе левый - 1 1 ИЖЮ5.СБ.1-5-02
Вал коленчатый в сборе левый 1 - - ИЖЮ3.СБ.1-5
9 Втулка ремонтная 2 2 2 ИЖЮ.1-16
10 Кольцо стопорное 4 4 4 ИЖЮ.1-9
11 Палец поршня 2 2 2 ИЖЮ.1-11
Палец поршня первый ремонт 2 2 2 ИЖЮ.1-11Р1
Палец поршня второй ремонт 2 2 2 ИЖЮ.1-11Р2
12 Поршень в сборе 2 2 2 ИЖЮ4.СБ.1-3
Поршень первый ремонт 2 2 2 ИЖЮ4.СБ.1-3Р1
Поршень вторй ремонт 2 2 2 ИЖЮ4.СБ.1-3Р2
13 Кольцо поршневое - 4 4 ИЖЮ4.1-7
Кольцо поршневое первый ремонт - 4 4 ИЖЮ4.1-7Р1
Кольцо поршневое второй ремонт - 4 4 ИЖЮ4.1-7Р2
14 Кольцо поршневое - 2 2 ИЖЮ4.1-4-01
15 Шпонка 1 1 1 ИЖШП-1
16 Вал коленчатый в сборе правый - 1 1 ИЖЮ5.СБ.1-6
Вал коленчатый в сборе правый 1 - - ИЖЮ3.СБ.1-6-03
17 Маховик в сборе 1 1 1 ИЖЮ.СБ.1-12
18 Маховик выносной 1 1 1 ИЖЮ.1-12
19 Болт М16х1,5-6gs65 1 1 1 ИЖЮ3.1-173
20 Цепь ГОСТ13568-75 1 1 - 2ПВ-9,525-2000
Цепь ТУ 3-6-79 - - 1 2ПВ-9,525-2340

Таблица 12

Размеры и маркировка полуосей коленчатых валов мотоциклов
"Иж-Юпитер"

Маркировка номера группы Диаметр полуосей коленчатого вала, мм
1
2
3
4
5
24.980-0.002
24.982-0.002
24.984-0.002
24.986-0.002
24.988-0.002

Hosted by uCoz